Каждый сам себе Харон
Что-то последнее время часто встречаются дневниковые записи о устоении взаимоотношений между родителями и детьми. По крайней мере я часто на них наталкиваюсь. Либо родитель рассуждает о проблеме Отцы(Матери)-Дети, либо сам ребенок сетует на родителей, и ничего что ребенок довольно великвозрастный, главное что - он ребенок. ведь действительно, сколько бы не было лет сыну или дочери - по сути он останется ребенком для своих родителей.
Пожалуй в том, что ребенок в не зависимости от возраста для родителей остается ребенком и кроется многое, что позже выростает в проблему взаимопонимания, в проблему поколений. От чего ранее этой проблемы не было, и разве что только у Тургенева озвучена в первый раз и то на свой лад? Да видимо от того, что ранее все же уклад семьи был иным, и восходил к старейшему члену семьи, и надо сказать довольно великой по численности. С другой стороны старейшина семьи владел довольно разумом что бы понимать где и как следует управлять домом, да и уклад жизни был несколько иным, не так стремительно менялся мир окружающий, что бы взаимопонимание между поколениями было столь затруднительно.
Сейчас же ситуация часто складывается так, что родители ребенка живут со своими же собствеными родителями, т.е. и с бабушками и дедушками, что не всегда положительно сказывается на психике самого младшего в доме - ребенка. В самом деле, ведь у него есть родители, которые его учат, объясняют, дают взгляд на мир, до определенного возраста ребеок практически смотрит на мир и ситуации жизненные глазами своих родителей. Но при том, если старшее поколение не хочет понимать, и в конечном итоге уважать своих детей, ставших в свою очередь родителями - вот тогда и возникает некий паралакс мироощущения.
С одной стороны папа, который по умолчанию авторитет, а с другой стороны этот "авторитет" оказывается может еще и буквально раболепствовать перед своими родителями идя у них на поводу. Как следствие - ребенок либо перестает видеть в лице отца (матери) авторитета, и таковым он будет является скорее вынужденно по причине сожительства в одном доме, а на самом деле авторитетом становится кто-то со стороны, в лучшем случае - другой близкий родственник, а с другой стороны ребенок так же может и выбрать себе в раги кого либо из старшего поколения, так как постоянно видет что старшее поколение притясняет его любимых родителей. И все бы ничего, да родителю самомму часто бывает не сруки или стыдно, внутри себя стыдно, объяснить своему ребенку ситуацию доступным и понятным языком, что бы примерить его с окружающей дома ситуацией и взаимоотношениями.
Проблема уважения своего ребенка как человека вообще довольно остра, редко приходится встречаться с родителями кторые не ставили бы себе в аслугу все успехи своего ребенка, и пусть даже на словах хваля чадо - все одно внутренне они уверены что все успехи их чада - только их заслуга... так то оно может и так, да вот как тогда жить этому ребенку вдальнейшем если на уровне ощущений в него вкладывается понятие того, что сам он пустышка, и все его успехи - только дело рук его родителей - как следствие, опять имеет место внутренний конфликт, когда проще стать плохим на самом деле, чем хорошим и успешным в глазах родителей.
С чего я пишу все эти системы - да с себя, из своих ощущений детства, но и из примечаний вокруг себя, наблюдая за знакомыми семьями часто приходится видеть определенные скрытые от внешнего мира, но отпечатаные на лицах проблемы.
Пойдем дальше.
Передача опыта, родительского опыта детям всегда штука довольно хитрая, его можно вкатывать под большим напором, любым методом, а можно применять по случаю и только тот который применим в данной ситуации, при том не ломая сущность ребенка, а только давая ему навыки общения и определенные механизмы взаимоотношения с окружающим миром. И то, скажем, опыт бывает разный, опыт матери легкого поведения мало пригодится дочери с некоторыми, чудом взявшимися моральными устоями, и если угодно своим собственным взглядом на жизнь.
От чего все так сложно?
Да от того, что человеческие взаимоотношения - пожалуй самая сложная часть жизни, у слонов проще, они могут легче договориться друг с другом, а людей так не получается.
С другой стороны - воспитание примером, пожалуй самое действенное воспитание, если конечно не утерян статус авторитета у родителя. Уступи место сам, ребенок будет уступать место так же, или по крайней мере не рваться к первому свободному месту в вагоне метро, автобусе. А если сам на красный с ребенком который тащится за тобой перебегашь дорогу, то никогда не добьешься, что бы сам ребенок переходил проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Невозможно сидя на диване требовать уборки в доме - начни сам, покажи примером. И так далее, и так далее.
И еще один важный момент, ребенок, да и любой человек часто убежден, что у соседа и забор выше и ровнее он стоит, хотя на деле это может быть и не так. Всегда будет некий собирательный образ оптимальной семьи и уюта домашнего, это нормально, так как идеалом во всем быть просто невозможно, это удавалось немногим, а одного даже распяли на кресте, так как его идеальность всем остальным сильно резало глаза и уши.
Часто приходится слышать наставления родителя, который говорит, что мол Петя, Вася, Катя они так не делают, а вот ты... но это опять создает проблемы внутреннего конфликта, который неизвестно куда уведет, может так статься, что родной дом просто опостылет ребенку, ибо он плох, а вот у Кати, Маши, Миша, вот у них все хорошо. И при том родитель сам не задается вопросом часто, а от чего у других детей так, от чего эта опрятность, культурность, усидчивость, аккуртность и так далее. Все ли условия созданы им, родителем, что бы ребенок был, или смог бы быть таким как эти присловутые "другие". Я уже не говорю о том, что такая постановка вопроса всегда ранит ребенка, сколько бы ему лет ни было, а так же служит подтверждением бездарности родителя как воспитателя, так как он сам же говорит, что вот тот ребенок то или иное делает лучше. Конечно можно приводить в пример другого ребенка, одоклассника, одноклассницу, даже одногруппника, но только как пример, без утверждения, что он лучше, что он быстрее, выше, сильнее.
Пожалуй в том, что ребенок в не зависимости от возраста для родителей остается ребенком и кроется многое, что позже выростает в проблему взаимопонимания, в проблему поколений. От чего ранее этой проблемы не было, и разве что только у Тургенева озвучена в первый раз и то на свой лад? Да видимо от того, что ранее все же уклад семьи был иным, и восходил к старейшему члену семьи, и надо сказать довольно великой по численности. С другой стороны старейшина семьи владел довольно разумом что бы понимать где и как следует управлять домом, да и уклад жизни был несколько иным, не так стремительно менялся мир окружающий, что бы взаимопонимание между поколениями было столь затруднительно.
Сейчас же ситуация часто складывается так, что родители ребенка живут со своими же собствеными родителями, т.е. и с бабушками и дедушками, что не всегда положительно сказывается на психике самого младшего в доме - ребенка. В самом деле, ведь у него есть родители, которые его учат, объясняют, дают взгляд на мир, до определенного возраста ребеок практически смотрит на мир и ситуации жизненные глазами своих родителей. Но при том, если старшее поколение не хочет понимать, и в конечном итоге уважать своих детей, ставших в свою очередь родителями - вот тогда и возникает некий паралакс мироощущения.
С одной стороны папа, который по умолчанию авторитет, а с другой стороны этот "авторитет" оказывается может еще и буквально раболепствовать перед своими родителями идя у них на поводу. Как следствие - ребенок либо перестает видеть в лице отца (матери) авторитета, и таковым он будет является скорее вынужденно по причине сожительства в одном доме, а на самом деле авторитетом становится кто-то со стороны, в лучшем случае - другой близкий родственник, а с другой стороны ребенок так же может и выбрать себе в раги кого либо из старшего поколения, так как постоянно видет что старшее поколение притясняет его любимых родителей. И все бы ничего, да родителю самомму часто бывает не сруки или стыдно, внутри себя стыдно, объяснить своему ребенку ситуацию доступным и понятным языком, что бы примерить его с окружающей дома ситуацией и взаимоотношениями.
Проблема уважения своего ребенка как человека вообще довольно остра, редко приходится встречаться с родителями кторые не ставили бы себе в аслугу все успехи своего ребенка, и пусть даже на словах хваля чадо - все одно внутренне они уверены что все успехи их чада - только их заслуга... так то оно может и так, да вот как тогда жить этому ребенку вдальнейшем если на уровне ощущений в него вкладывается понятие того, что сам он пустышка, и все его успехи - только дело рук его родителей - как следствие, опять имеет место внутренний конфликт, когда проще стать плохим на самом деле, чем хорошим и успешным в глазах родителей.
С чего я пишу все эти системы - да с себя, из своих ощущений детства, но и из примечаний вокруг себя, наблюдая за знакомыми семьями часто приходится видеть определенные скрытые от внешнего мира, но отпечатаные на лицах проблемы.
Пойдем дальше.
Передача опыта, родительского опыта детям всегда штука довольно хитрая, его можно вкатывать под большим напором, любым методом, а можно применять по случаю и только тот который применим в данной ситуации, при том не ломая сущность ребенка, а только давая ему навыки общения и определенные механизмы взаимоотношения с окружающим миром. И то, скажем, опыт бывает разный, опыт матери легкого поведения мало пригодится дочери с некоторыми, чудом взявшимися моральными устоями, и если угодно своим собственным взглядом на жизнь.
От чего все так сложно?
Да от того, что человеческие взаимоотношения - пожалуй самая сложная часть жизни, у слонов проще, они могут легче договориться друг с другом, а людей так не получается.
С другой стороны - воспитание примером, пожалуй самое действенное воспитание, если конечно не утерян статус авторитета у родителя. Уступи место сам, ребенок будет уступать место так же, или по крайней мере не рваться к первому свободному месту в вагоне метро, автобусе. А если сам на красный с ребенком который тащится за тобой перебегашь дорогу, то никогда не добьешься, что бы сам ребенок переходил проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Невозможно сидя на диване требовать уборки в доме - начни сам, покажи примером. И так далее, и так далее.
И еще один важный момент, ребенок, да и любой человек часто убежден, что у соседа и забор выше и ровнее он стоит, хотя на деле это может быть и не так. Всегда будет некий собирательный образ оптимальной семьи и уюта домашнего, это нормально, так как идеалом во всем быть просто невозможно, это удавалось немногим, а одного даже распяли на кресте, так как его идеальность всем остальным сильно резало глаза и уши.
Часто приходится слышать наставления родителя, который говорит, что мол Петя, Вася, Катя они так не делают, а вот ты... но это опять создает проблемы внутреннего конфликта, который неизвестно куда уведет, может так статься, что родной дом просто опостылет ребенку, ибо он плох, а вот у Кати, Маши, Миша, вот у них все хорошо. И при том родитель сам не задается вопросом часто, а от чего у других детей так, от чего эта опрятность, культурность, усидчивость, аккуртность и так далее. Все ли условия созданы им, родителем, что бы ребенок был, или смог бы быть таким как эти присловутые "другие". Я уже не говорю о том, что такая постановка вопроса всегда ранит ребенка, сколько бы ему лет ни было, а так же служит подтверждением бездарности родителя как воспитателя, так как он сам же говорит, что вот тот ребенок то или иное делает лучше. Конечно можно приводить в пример другого ребенка, одоклассника, одноклассницу, даже одногруппника, но только как пример, без утверждения, что он лучше, что он быстрее, выше, сильнее.